В последние десятилетия мы все чаще с сожалением констатируем, что почти перестали читать – во всяком случае, читаем гораздо меньше, чем в те времена, когда славились как «самая читающая нация в мире». По статистике, россиянин читает 9 минут в день, 1 час проводит в интернете и два – смотрит телевизор. В такой ситуации большое значение приобретают экранизации произведений классической и современной хорошей литературы. Понимая это, в Феодосийском музее Александра Грина организовали Клуб любителей творчества писателя-романтика под названием «Волшебный экран». Первая встреча состоялась 5 апреля.
Выбор названия клуба, конечно же, неслучаен, и «Волшебный экран» – это не только метафора. Дело в том, что у Грина есть рассказ с таким названием. Чтобы создавать, творить свой мир, Александр Степанович всегда интересовался новыми и необычными явлениями жизни, в том числе – открытиями науки и техники. Кинематограф, тогда еще черно-белый и немой, будоражил его творческое воображение, и Грин был, возможно, первым русским писателем, уделившим ему столько внимания. Есть несколько произведений, где сюжет разворачивается вокруг, или около этого нового тогда явления: рассказы «Она», «Как я умирал на экране», а также первый в русской литературе рассказ о фронтовом кинорепортаже под названием «Забытое». И «Волшебный экран» – небольшой забавный рассказ о том, как герой, убегающий от преследования, пытается спрятаться в кинотеатре и, чтобы спасти пакет с важным и секретным содержимым, бросает его в киноэкран, где он непонятным образом исчезает в волнах реки…
Нужно сказать, что у Грина есть и другие произведения, где происходит волшебство проникновения в другую реальность, например – рассказ «Фанданго», где герой оказывается по другую сторону картины. Эта картина, по сути, тот же «волшебный экран» – порт, через который происходит символическое погружение человека в мир искусства. Клуб, открывшийся в музее, предлагает именно такой «экран» – вход в чудесный мир, созданный волшебником Грином. Где можно своими глазами увидеть экзотические страны и города, лицом к лицу встретиться с его удивительными, благородными героями – путешественниками, отважными капитанами, искателями приключений… Впрочем, в стране Грина, конечно, живет очень разный народ, в том числе и злодеи, и странные, неоднозначные личности. Есть красавицы и уродины, и – просто хорошие, милые девушки. Мудрецы и простаки, разбойники и борцы за справедливость, грустные отшельники и веселые буяны. Как говорил сам писатель – «они у меня народ пёстрый, и каждый хочет быть человеком-песней».
Первая встреча ознаменовалась просмотром известного фильма Александра Птушко 1961 года. «Алые паруса» с очаровательной Анастасией Вертинской и блистательным Василием Лановым в главных ролях вошли в золотой фонд российского кинематографа. Для феодосийцев фильм интересен и тем, что большая часть сцен, в том числе и феерический приход алопарусного корабля, снималась в Коктебеле, на фоне хорошо знакомого нам карадагского пейзажа. Не так давно лента получила прекрасную современную техническую обработку.
На сегодняшний день фильмов по Грину снято более тридцати. Из них доступны к просмотру, по разным причинам, около половины. Эти фильмы и будут демонстрироваться на встречах клуба. Возможен просмотр и документальных лент об Александре Грине.
Клуб любителей творчества Грина – это не только кино. Здесь возможны и другие мероприятия, например – театрализованные представления. А также – всё, что поможет нам глубже проникнуть в волшебный гриновский мир. Но опираться, конечно же, будем на кино, снятое по произведениям любимого писателя.
Грин писал: «До конца дней своих хотел бы я бродить по светлым странам своего воображения». Среди поклонников его творчества, несомненно, есть немало тех, кто также не прочь там побродить. Что же – в добрый час!
Алла Ермилова
научный сотрудник Феодосийского музея А. С. Грина