«В стране битв, героев, кладов…»
К 80-летию выхода в свет романа А. Грина «Золотая цепь»
Изменить размер букв текста      
& & &      
   Мое знакомство с Александром Грином началось именно с этого произведения. Мне было тогда лет двенадцать, и я отчетливо помню эту книгу: ленинградское издание 1957 года, куда вошли два романа «Золотая цепь» и «Дорога никуда». Я не знала тогда, что роман этот рождался в Феодосии, и ее неповторимая аура способствовала созданию шедевра. Вспоминая свои тогдашние впечатления, я не могу похвастать каким-то особенно глубоким восприятием, но вот ощущения сохранились: радостная увлеченность сюжетом, ощущение праздника и тайны. Мне передалось настроение писателя приподнятое, счастливое, наполненное предчувствием добрых перемен.

«Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается… Каждая улица большая, теплая, душистая волна… В низких пышных акациях что-то совсем сливающееся с белыми стенами домов, крытых черепицей, со всем духом Феодосии» восторгалась в одном из писем Марина Цветаева.

Грин приехал в Феодосию на несколько лет позже, в мае 1924 года, но дух города остался прежним. Он радовал, вдохновлял, настраивал на творческий лад. Грин ощутил это сразу. Едва ступив на перрон феодосийского вокзала, пройдя по феодосийским улицам, он воскликнул: «Молодец, Александр Степанович! Вот здесь мы попишем!».

«Роман «Золотая цепь», если проследить начало мыслей о нем, долгое время существовал в виде фрагментов, с содержанием, лишь отдаленно напоминающим окончательное решение», так рассказывал сам писатель о начальном этапе работы над книгой. И только в Феодосии замысел обрел стройность и динамизм, сюжет романа окончательно определился.

Юный Санди Пруэль, книгочей и мечтатель, совершенно неожиданно для себя вовлечен в цепь удивительных приключений с погонями, похищением, благородными героями, злодеями и красавицами. Там и прекрасный дворец с роскошными интерьерами, наполненный чудесами, вплоть до говорящего робота Ксаверия… И благородный Ганувер, владелец золотой цепи, обращающий богатство в ослепительную мечту… Наконец, авантюристка Дигэ и ее приспешники, стремящиеся обманом завладеть сокровищами. Им противостоят Дюрок, Эстамп, Санди и Молли дружеское братство людей с чистой душой и благородными помыслами. Они разрушают коварную игру, и посрамленные злоумышленники поспешно ретируются. Ганувер убил их «выстрелом из чековой книжки».

Грин рассказывает нам эту увлекательную историю легко и вдохновенно. Повествование ведется от имени главного героя, юного моряка Санди, но в его голосе мы слышим голос автора, с мудрой улыбкой взирающего на свои далекие юные годы. Наверняка писатель, работая над книгой, вспоминал свои недолгие морские походы: плавание на пароходе вдоль берегов Крыма и Кавказа, рейс в Александрию, пребывание на шхуне-дубке «Святой Николай». И выплеснул свои впечатления в сюжет «Золотой цепи», где герою, в отличие от автора, гораздо больше повезло. На его пути сначала встретились Дюрок и Эстамп, которые сделали Санди не только свидетелем, но и участником необыкновенных событий. Довершил же всё Ганувер, он помог юноше осуществить мечту о «живописном труде плаваний».

Минуло пять лет. Постепенно, под влиянием новых жизненных впечатлений, Санди смог оторваться от воспоминаний о тридцати шести часах, проведенных «среди сильнейших волнений и опасности, восхищения, тоски и любви». Но когда «блистательная воля случая» вновь привела его в Лисс, в душе ожили прежние чувства. Он встречает Молли, Дюрока, воспоминания о пережитом опять овладевают его сердцем.

«Волнение прошлого. Несчастен тот, кто недоступен этому изысканному чувству; в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление. Никогда, никогда больше не повторится оно!» в этом заключительном авторском отступлении звучит лирическая тема романа. Далеко в прошлом осталось время, когда юный Саша Гриневский искал свое морское счастье. Александр Грин нашел его в искусстве, творчестве, став одним из самых ярких авторов мировой литературы. Материалом для художественных фантазий ему служили люди, природа, книги, а чаще всего собственная жизнь. Как говорил писатель: «Только на самом себе я проверяю мир человеческих чувств».

Людмила Варламова      
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина


 вернуться наверх страницы