В конце 1925 года в Москве, при издательстве
«Земля и фабрика», был создан
литературно-художественный иллюстративный
ежемесячник «30 дней». Редактировал его
известный в журналистских кругах Василий
Регинин. Давний знакомый Александра
Грина, он был человеком легким, веселым
и в то же время – деловым, предприимчивым.
В новом журнале он задумал опубликовать
серию фотографий крупнейших литераторов
«Писатели дома», которая сопровождалась
автобиографическими заметками. Выходила
она под рубрикой «Авторы о себе». Начиная
с апреля 1927 года, таким оригинальным
способом, на страницах еженедельника
было представлено множество писателей,
среди которых – Викентий Вересаев,
Леонид Леонов, Федор Гладков, Борис
Лавренев…
Юлия Первова в своей еще неопубликованной
книге о Грине свидетельствует:
«Примерно в середине сентября в
Феодосии появился фотокорреспондент
с запиской от Регинина. Он попросил
написать страницу для рубрики журнала
"Как живут и работают писатели".
– Что же я напишу? – Грин недоуменно
посмотрел на молодого фотокорреспондента.
– Василий Александрович сказал –
хоть несколько слов.
"Один день, – написал Грин. – Я опишу
один день. <...>
Корреспондент сделал несколько
снимков. Благодаря этому сохранились
уникальные фотографии семьи Гринов –
в кухне; на скамейке под акацией, которую
они спасли своими заботами; Александр
Степанович в своем кабинете».
Текст автобиографической зарисовки
А.Грина и фотоснимки широко известны:
они были напечатаны в 1927 году в 10-м номере
журнала «30 дней». Впоследствии не раз
перепечатывались в современных изданиях,
в том числе – и не вошедшая в публикацию
1927 года фотография: А.Грин и Н.Грин на
скамейке под акацией. Однако имени
фотокорреспондента мы не знали. Это
объясняется тем, что долгое время музей
располагал лишь страницей из журнала,
где автор снимков указан не был. И только
когда к нам поступил журнал полностью,
выяснилось, что в номере помещена серия
публикаций под рубрикой «Писатели
дома». Кроме Александра Грина, в этом
номере напечатаны автобиографические
зарисовки Вячеслава Шишкова, Льва
Никулина и Владимира Бахметьева,
снабженные подборкой фотографий.
А делал их, как явствует подпись в
журнале, представьте себе – Роман
Кармен! Да-да, всемирно знаменитый мастер
фотоискусства!
Сын одесского писателя
Лазаря
Кармена, он вырос в окружении
людей, чьи имена стали гордостью нашей
культуры, – И.Бабеля, И.Бунина,
К.Паустовского, Ю.Олеши, К.Чуковского...
Именно отец подарил Роману маленькую
фотокамеру «Кодак». И этот подарок имел
судьбоносное значение. Когда, после
смерти отца, семья переехала в Москву,
и Роман поступил на рабфак, он всё так
же увлеченно продолжал заниматься
фотографией.
В 1923 году возобновилось издание журнала
«Огонек», десятки фоторепортеров были
приглашены к сотрудничеству.
Семнадцатилетний Роман Кармен тоже
получил редакторское удостоверение, а
в сентябре в «Огоньке» уже были
опубликованы его первые снимки.
Начинающего фотографа интересовали
самые разнообразные сюжеты. Кроме
«Огонька», он снимал и для других изданий:
«Всемирная панорама», «Прожектор», «30
дней»... Профессия фотокорреспондента
выработала остроту реакции, умение
быстро ориентироваться в ситуации,
высокое качество съемки. Кармен учился
у выдающихся мастеров фотопортрета.
Он был свидетелем всех этапных для
России событий минувшего века. Репортер,
начавший свою войну с фашизмом в Испании,
он прошел почти все фронты Великой
Отечественной. Он снимал под Москвой,
в блокадном Ленинграде, в Сталинграде,
на Висле и Шпрее. Он первым снял концлагерь
Майданек и поверженный Берлин. Снимал
подписание Акта о безоговорочной
капитуляции Германии и Нюрнбергский
процесс.
Во время войны Роман Лазаревич был не
только кинооператором и режиссером, но
и корреспондентом «Известий», «Правды»,
многих зарубежных информационных
агентств. Его фильм «Разгром немецких
войск под Москвой», выпущенный в 1942-м,
уже на следующий год был удостоен
«Оскара», а Кармен стал первым советским
лауреатом этой премии. Он ушел из жизни
в 1978 году – выдающийся кинооператор,
фоторепортер, летописец XX века.
Роман Кармен был визитной карточкой
большой страны с ее успехами и достижениями,
хроникером социалистической эпохи.
Его внимание привлекал прежде
всего человек. Объектив его камеры
запечатлел Максима Горького, Михаила
Пришвина, Алексея Толстого... Теперь с
полным основанием к этим замечательным
именам мы причисляем Александра Грина.
Людмила Варламова
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина
(Газ. «Кафа», 8-9 июля 2011 г., «ФА», 8 июля
2011 г., тетрадь 267)