Грин в объективе знаменитого фотографа
Новое – в истории феодосийских снимков писателя
Изменить размер букв текста      
& & &      
   В конце 1925 года в Москве, при издательстве «Земля и фабрика», был создан литературно-художественный иллюстративный ежемесячник «30 дней». Редактировал его известный в журналистских кругах Василий Регинин. Давний знакомый Александра Грина, он был человеком легким, веселым и в то же время – деловым, предприимчивым.

В новом журнале он задумал опубликовать серию фотографий крупнейших литераторов «Писатели дома», которая сопровождалась автобиографическими заметками. Выходила она под рубрикой «Авторы о себе». Начиная с апреля 1927 года, таким оригинальным способом, на страницах еженедельника было представлено множество писателей, среди которых – Викентий Вересаев, Леонид Леонов, Федор Гладков, Борис Лавренев…

Юлия Первова в своей еще неопубликованной книге о Грине свидетельствует:

«Примерно в середине сентября в Феодосии появился фотокорреспондент с запиской от Регинина. Он попросил написать страницу для рубрики журнала "Как живут и работают писатели".

Что же я напишу? – Грин недоуменно посмотрел на молодого фотокорреспондента.

Василий Александрович сказал – хоть несколько слов.

"Один день, – написал Грин. – Я опишу один день. <...>

Корреспондент сделал несколько снимков. Благодаря этому сохранились уникальные фотографии семьи Гринов – в кухне; на скамейке под акацией, которую они спасли своими заботами; Александр Степанович в своем кабинете».

Текст автобиографической зарисовки А.Грина и фотоснимки широко известны: они были напечатаны в 1927 году в 10-м номере журнала «30 дней». Впоследствии не раз перепечатывались в современных изданиях, в том числе – и не вошедшая в публикацию 1927 года фотография: А.Грин и Н.Грин на скамейке под акацией. Однако имени фотокорреспондента мы не знали. Это объясняется тем, что долгое время музей располагал лишь страницей из журнала, где автор снимков указан не был. И только когда к нам поступил журнал полностью, выяснилось, что в номере помещена серия публикаций под рубрикой «Писатели дома». Кроме Александра Грина, в этом номере напечатаны автобиографические зарисовки Вячеслава Шишкова, Льва Никулина и Владимира Бахметьева, снабженные подборкой фотографий.

А делал их, как явствует подпись в журнале, представьте себе – Роман Кармен! Да-да, всемирно знаменитый мастер фотоискусства!

Сын одесского писателя Лазаря Кармена, он вырос в окружении людей, чьи имена стали гордостью нашей культуры, – И.Бабеля, И.Бунина, К.Паустовского, Ю.Олеши, К.Чуковского... Именно отец подарил Роману маленькую фотокамеру «Кодак». И этот подарок имел судьбоносное значение. Когда, после смерти отца, семья переехала в Москву, и Роман поступил на рабфак, он всё так же увлеченно продолжал заниматься фотографией.

В 1923 году возобновилось издание журнала «Огонек», десятки фоторепортеров были приглашены к сотрудничеству. Семнадцатилетний Роман Кармен тоже получил редакторское удостоверение, а в сентябре в «Огоньке» уже были опубликованы его первые снимки. Начинающего фотографа интересовали самые разнообразные сюжеты. Кроме «Огонька», он снимал и для других изданий: «Всемирная панорама», «Прожектор», «30 дней»... Профессия фотокорреспондента выработала остроту реакции, умение быстро ориентироваться в ситуации, высокое качество съемки. Кармен учился у выдающихся мастеров фотопортрета.

Он был свидетелем всех этапных для России событий минувшего века. Репортер, начавший свою войну с фашизмом в Испании, он прошел почти все фронты Великой Отечественной. Он снимал под Москвой, в блокадном Ленинграде, в Сталинграде, на Висле и Шпрее. Он первым снял концлагерь Майданек и поверженный Берлин. Снимал подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии и Нюрнбергский процесс.

Во время войны Роман Лазаревич был не только кинооператором и режиссером, но и корреспондентом «Известий», «Правды», многих зарубежных информационных агентств. Его фильм «Разгром немецких войск под Москвой», выпущенный в 1942-м, уже на следующий год был удостоен «Оскара», а Кармен стал первым советским лауреатом этой премии. Он ушел из жизни в 1978 году – выдающийся кинооператор, фоторепортер, летописец XX века.

Роман Кармен был визитной карточкой большой страны с ее успехами и достижениями, хроникером социалистической эпохи. Его внимание привлекал прежде всего человек. Объектив его камеры запечатлел Максима Горького, Михаила Пришвина, Алексея Толстого... Теперь с полным основанием к этим замечательным именам мы причисляем Александра Грина.

Людмила Варламова      
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина


(Газ. «Кафа», 8-9 июля 2011 г., «ФА», 8 июля 2011 г., тетрадь 267)

 вернуться наверх страницы