Аркадий Гайдар и Александр Грин
К 100-летию со дня рождения А.П. Гайдара
Изменить размер букв текста      
& & &      
   22 января мы вспоминали Аркадия Петровича Гайдара. Замечательному писателю исполнилось 100 лет. Он был властителем чувств юного поколения 50-60 годов. Это был любимый писатель моего детства. Единственный, чьи произведения я безошибочно узнавала по стилю, даже если в библиотеке попадались очень потрёпанные, почти без обложки, книжки. Слова Горького о том, что для детей нужно писать так же, как для взрослых, только лучше, по-моему, более всех применимы к Гайдару. И не его вина, что изменилась политическая конъюнктура, и мы теперь лихо сбрасываем с парохода современности прекрасных писателей только за то, что они воспевали «комиссаров в пыльных шлемах». Как очень точно выразился В. Шкловский: «Мы верили в революцию, в её победное шествие по Европе. Она будет, будет. И Петроград будет. Уберут снег, придут много прекрасных кораблей с флагами. Мы верили в это. Верил и Грин. Этот сумрачный, внешне мрачный человек, верил в человека, который может сделать сверх возможное».

На этой вере держался пафос их творчества, тот высокий накал страстей, без которого невозможно подлинное искусство.

Гайдар был настоящим большим художником, таким же художником был Александр Грин. Соединение этих имён скорее всего вызовет удивление. Писатель-воин, писатель-боец А. Гайдар и «сказочник странный» А.Грин… В книгах Гайдара бился живой, стремительный пульс эпохи. Грин, внешне такой далекий от текущих событий, разворачивал действие на фоне романтических условных пейзажей. Они даже не встречались ни разу, хотя время соединило их в своем течении. И все-таки их можно назвать единомышленниками. Общим для них был тот возвышающий душу романтизм, который составляет суть их творчества.

Гриновские капитаны и комиссары Гайдара стоят рядом в своей борьбе за человека. Пусть одни плавают по условным морям, а другие находятся в гуще реальной жизни, они делают общее дело, упорно напоминая людям об их высоких духовных возможностях.

И для Грина, и для Гайдара было характерно доброе, мудрое, уважительное отношение к детям. Гайдар писал детские книги. Грин адресовал свои произведения, в основном, взрослому читателю. Но в этих так называемых «взрослых книгах» немало страниц, где Грин проявил себя тонким знатоком детской души. Вспомним образы гриновских произведений: Санди Пруэль из «Золотой цепи», Давенант в «Дороге никуда», дочери Футроза и маленькие Ассоль и Грэй, наконец, мальчик с «живой душой» по имени Том из рассказа «Гнев отца»…

Этот рассказ — классика детской литературы. Написанный в крымский период жизни писателя, он отмечен печатью высокого мастерства. Мягкий юмор, тонкий лиризм в соединении с глубоким ощущением детской души составляет основу этого произведения.

По своему стилю, ритму, общей поэтической интонации этот рассказ впрямую перекликается с рассказом А.Гайдара «Чук и Гек». Именно о нем говорил писатель в письме к жене: «Рассказ я пишу небольшой, злата и серебра он принесет нам с тобой немного, зато он сам будет светлый, как жемчужина». Рассказ и получился таким: светлым и добрым. Иначе случиться не могло. Ведь автор был совершенно своим в стране Детства, мог войти туда на равных. Гайдар, пожалуй, более всех воплотил в своем творчестве мысль Грина, высказанную в «Алых парусах»: «В великих случаях детской жизни подобает человеку быть серьезным и удивленным».

Да и сам Грин жил по этому закону. Его Эгль, увидев в глазах маленькой Ассоль ожидание прекрасной, необычной судьбы, подарил девочке сказку об алых парусах. А Грэй, «взявший из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную — роль проведения», осуществил эту мечту, явился к Ассоль предсказанным принце

Вениамин Каверин вспоминал, как однажды, гуляя с Гайдаром по ялтинской набережной, они увидели маленького чистильщика сапог. Уже пройдя мимо, Гайдар внезапно вернулся, взял мальчика за плечи и очень серьезно сказал: «Ты будешь адмиралом!» «И надо было видеть, — писал Каверин, — как загорелись глаза мальчишки».

«В великих случаях детской жизни подобает человеку быть серьезным и удивленным». Это простая истина доступна большим художникам.

Людмила Варламова      
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина


(Газ. «Кафа», 8-9 июля 2011 г., «ФА», 8 июля 2011 г., тетрадь 267)

 вернуться наверх страницы