130 лет тому назад, 23 августа,
родился великий русский писатель
А.С.Грин. Он прожил недолгую, но яркую
незаурядную жизнь, оставив о себе
неизгладимую память в сердцах
современников. Теперь мемуары людей,
близко его знавших, бесценны: это главный
источник информации о писателе. Нередко,
благодаря именно им, открываются в
биографии Александра Грина интересные,
а порой интригующие факты…
Вот один из примечательных
эпизодов. Летом 1910 года молодой (накануне
тридцатилетия) литератор совершил
поступок , который не назовешь иначе
как
вызов судьбе! «Я живу сейчас в колонии
прокаженных, в 20-ти верстах от Веймарна,
станции Балтийской дороги…» –
писал Грин литературному критику
А.Горнфельду, тогда же он сообщал
Александру Куприну: «Не могу выехать
из колонии. Я усиленно питаюсь земными
продуктами, но польза от этого слабая.
Занимаюсь спиритизмом, причем от скуки
выстукиваю разные похабные слова. Доктор
объясняет это с научной точки зрения».
К сожалению, ни в одном из писем
не говорилось о причине пребывания
писателя в лепрозории. И только спустя
много лет об этом происшествии, с риском
для жизни, рассказал в своих воспоминаниях
известный журналист Николай Вержбицкий,
автор книг «Записки старого журналиста»,
«Встречи с А.И.Куприным», «Встречи с
Есениным»…
В фондах Феодосийского музея
А.С.Грина хранятся два варианта
воспоминаний Н.Вержбицкого об А.Грине.
В 1941 году Нина Николаевна Грин,
вдова писателя, при встрече с журналистом
записала его рассказ, предварив
комментарием: «со слов Николая
Константиновича Вержбицкого, о котором
слышала от Александра Степановича, как
о Кольке Вержбицком, друге и собутыльнике
времен молодости
Как только я спросила Николая
Константиновича об Александре Степановиче,
он сразу же охотно, без всяких поправок
и остановок в воспоминаниях рассказал
мне нижеприведенное… »
Далее следовал рассказ Вержбицкого:
«Я был знаком с Александром Степановичем
с 1908 года. В те годы в Петербурге
существовали две литературно-богемских
компании: одна, уже стабилизовавшаяся,
около очень тогда известного писателя
А.И. Куприна, другая – вокруг молодого,
начинающего писателя Грина.<>
Твердая
группа вокруг него, в конце концов,
состояла из следующих лиц: инженера
Якова Бронштейна, поэта Якова Година,
сине-журнальца Евгения Венского
(Пяткина), поэта Михаила Андреева, Михаила
Ялгубцева, Котылева-отца, поэта Леонида
Андрусона, Николая Вержбицкого и других.
Компании Куприна и Грина иногда
соединялись вместе в каком-нибудь
недорогом трактирчике, преимущественно
в кабинетах сзади магазина Черепенникова…»
Однако, в повествовании о перипетиях
Грина на протяжении десяти лет, в период
тесного знакомства литераторов,
Вержбицкий ни словом не обмолвился о
лепрозории.
В марте 1962 года, к нему с просьбой
о мемуарах обратился Владимир Сандлер,
работавший тогда над книгой «Воспоминания
об Александре Грине». Вержбицкий тут
же ответил: «Охотно напишу свои
воспоминания об А.С.Грине, с которым я
часто встречался, дружил и даже жил
вместе с ним в десятых годах. Не помню,
что записала с моих слов Нина Николаевна,
это было очень давно, и обстановка была
не подходящая для продуманных
воспоминаний».
Мемуары, присланные Сандлеру,
оказались более полными, с новыми
сведениями, в том числе
рассказом о жизни Грина в колонии
прокаженных. Кстати, сам журналист, не
зная о гриновских письмах Горнфельду
и Куприну, усомнился в том, что «это
очень опасное предприятие» было
правдоподобным. И только после
подтверждения факта Ниной Грин, которой
Вержбицкий посылал материал для
ознакомления, он сообщил Сандлеру: «О
жизни у прокаженных Александр Степанович
рассказывал жене. Но жил он в лепрозории
под своим именем – писателя Грина».
История, выходящая за рамки
обычного понимания, стала предметом
обсуждения на одной из встреч литераторов
у Александра Ивановича Куприна. В тот
же день Грин подарил Куприну свою книгу
«Рассказы», которой в этом году исполнилось
100 лет и о которой необходимо сказать
отдельно. Сборник для автора имел
жизненно важное значение: Грин считал
его своей первой книгой, в ней он твердо
заявил о себе как о состоявшемся
писателе-романтике.
Книга вышла весной 1910 года в
издательстве «Земля». Читатели и критика
приняли ее с интересом: «Форма рассказов
у Грина красива и иногда любопытна,
писала Е.Колтоновская в статье «Новая
сатира». – Но все же в большей степени
вычурна, чем своеобразна. Однако, и
сквозь сумбурный, поверхностный
романтизм, и сквозь лубочные краски
проглядывает несомненная талантливость
автора. Чувствуется, что в нем бродит
что-то свое, не находя выхода». В третьем
номере журнала «Русское богатство»
была напечатана большая серьезная
рецензия А.Горнфельда, в которой он
отметил, что Грин «хочет говорить только
о важном, о главном, о роковом: и не в
быту, а в душе человеческой». Еще один
известный критик, Лев Войтоловский, в
статье «Литературные силуэты: А.С.Грин»
утверждал: «Вот писатель, о котором
молчат, но о котором следует, по-моему,
говорить с большой похвалой. …
Ибо это лицо неподдельного таланта».
По воспоминаниям Вержбицкого,
гриновские рассказы на Куприна «произвели
сильное впечатление, главным образом
своей внутренней заряженностью и
вызовом…»
А для самого Александра Грина
выход в свет этой книги стал еще одним
вызовом судьбе, только теперь он касался
творчества
окончательного выбора единственного
для себя пути в литературе.
Предлагаем вниманию читателей
фрагмент мемуаров Н.Вержбицкого, не
вошедший в книгу В.Сандлера «Воспоминания
об Александре Грине» (1972).
Наталья Яловая
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина
Публикуется
впервые
Николай Вержбицкий
Опасное предприятие
Из воспоминаний «Мои встречи
с А.С.Грином»
В те дни в Петербурге снимался
первый приключенческий фильм (не помню
его названия), в котором один из героев,
спасаясь от преследования полиции,
бросался с Литейного моста в Неву.
Тогда это казалось проявлением
исключительной смелости. Куприн, очень
падкий на такого рода испытания смелости,
захотел познакомиться с киноартистом,
выполнившим этот великолепный прыжок.
Живший в Гатчине художник-офортист
А.Манганари был хорошо знаком с
киноартистом, фамилия которого была
Галич, и вызвал его по телефону. Галич
явился в «зеленый домик» Куприна вместе
с писателем Грином.
Потом я узнал, что Грин, сблизившийся
со спортивным миром через И.В.Лебедева
(«Дядю Ваню»), руководившего чемпионатом
французской борьбы, внимательно следил
за подготовкой к съемке на Литейном
мосту, познакомился с артистом-спортсменом,
и когда тот получил приглашение в
Гатчину, решил отправиться вместе с
ним.
По приезде Грин вручил Куприну
томик своих рассказов.
Мне было известно (и я рассказывал
об этом Александру Ивановичу), что Грин,
недавно появившийся в Петербурге, водит
знакомства со всякого рода «бывалыми
людьми»
охотниками и путешественниками
и даже, кажется, собирался отправиться
на Северный полюс с экспедицией лейтенанта
Седова. Его встречали с доктором
Самойловичем, который тогда выступал
с интересными лекциями об архипелаге
Шпицбергене.
Среди литературных друзей Грина
я тогда хорошо знал двух поэтов –
молодого, скромного, черноглазого Якова
Година и хромого, бородатого Леонида
Андрусона, секретаря «Журнала для всех»,
хорошего переводчика скандинавских
поэтов.
У Андрусона был брат – врач,
заведующий лепрозорием где-то на Балтике.
Ходили слухи, что Грин, воспользовавшись
этим знакомством, сумел пробраться в
тщательно охраняемый городок прокаженных
и прожил там около месяца.
Вот эти две темы – прыжок в Неву
и жизнь у прокаженных – стали предметом
оживленной беседы за обеденным столом
у Куприна.
Галич
загорелый, голубоглазый, широкоплечий
крепыш
давал щупать свои мускулы, со знанием
дела рассказывал о тренировке, о всех
технических условиях съемки, а также и
о том, как толпа сердобольных петербуржцев,
решив, что бросившийся в воду
самоубийца, чуть не избила операторов,
видя, как они, вместо того, чтобы бросать
спасательные круги, хладнокровно крутят
свои ручки…
Грин был молчалив, курил папиросу
за папиросой и вставлял в общий разговор
короткие замечания, то и дело поглядывая
на хозяина дома.
Дошла очередь до него. Куприн,
да и все мы, потребовали самого
обстоятельного рассказа о жизни
прокаженных. Александр Степанович
сперва отделывался одними только
малозначительными фразами, – но нужно
было знать замечательное умение Куприна
«раскручивать» людей! Кончилось тем,
что Грин воодушевился и стал, с очень
забавными подробностями, описывать
свое ухаживание за Андрусоном-врачом,
как ему удалось поймать этого эскулапа
на его слабой струнке – на честолюбии.
О самоотверженной работе медиков в
лепрозории Грин обещал написать большую
статью в газете «Биржевые ведомости».
Проникнув, в конце концов, в
лепрозорий в качестве служащего и тоже
больного проказой (на что он получил
фальшивое удостоверение), Грин добился
возможности близко общаться с больными…
Я до сих пор не знаю
было ли это на самом деле и верно ли, что
Грину удалось осуществить это очень
опасное предприятие. Впоследствии,
когда я расспрашивал Александра
Степановича об этом, он почему-то,
ограничивался ничего не говорящими
фразами. Зато Андрусон-поэт клятвенно
заверял меня, что всё это происходило
в действительности.
То, о чем Грин рассказывал тогда
у Куприна, звучало как очень правдоподобное
повествование. На всех оно и, кажется,
в особенности на Куприна, произвело
сильное впечатление. Он, вообще, был
отчаянный воображатель, и после отъезда
гостей признался мне, что во время
прощания, не без трепета, жал Грину руку,
– ведь проказа передается через самое
легкое прикосновение!
Любопытно, что эта встреча и этот
рассказ вызвали у Куприна даже некоторую
неприязнь к Александру Степановичу,
причем дело было вовсе не в самой проказе,
а в том, что Грину, видите ли, удалось
побывать в этом исключительно интересном
учреждении, а ему, Куприну, даже в голову
не пришло проделать такую же вещь,
испытать такие же ощущения!
Надо сказать, что в этом направлении
автор «Поединка» всегда был болезненно
ревнив и завистлив. Он мог гордиться
тем, что один из первых в России поднялся
на самолете, спускался на морское дно,
пил шампанское в клетке у льва… А вот
пожить с прокаженными ему не удалось!
Как было не досадовать?
Ведя свой рассказ с большим
увлечением, Грин признался, что главной
его задачей было – разобраться, что
происходит в душах этих людей, неумолимо
обреченных на медленное разложение
заживо.
– Кое-что я сумел заметить, –
говорил он, – но это «кое-что» так
незначительно, что на нем не построишь
даже крошечной новеллы в пятнадцать
строк… Признаюсь откровенно, что меня
продирал мороз по коже, когда я слышал
непринужденный хохот этих людей, готовых
смеяться по самому незначительному
поводу… Я глядел на провалившиеся носы,
на гноящиеся глаза и лбы, покрытые
коростой, и никак не мог понять – какая
сила духа позволяет этим людям петь
песни, выращивать прекрасные цветы и
украшать ими свои жилища?.. Только недавно
для меня кое-что открылось, после того,
как я еще раз прочел «Живые мощи»
Тургенева. Критики обслюнявили этот
мужественный рассказ жалостливыми
причитаниями. А я думаю, что жить на
белом свете вне лепрозория не менее
страшно, а, может быть, даже страшнее,
чем среди прокаженных…
Последнее замечание Грина
заставило всех переглянуться. Что
касается меня, то я отчетливо помню, как
мое сознание ожгла в тот момент режущая
мысль о том, что рядом со мной сидит и
нервно мнет окурок в пепельнице человек,
для которого, очевидно, жизнь была далеко
не подарок.
Об этом говорила и внешность
Грина. Это был исхудавший мужчина
среднего возраста, с узкими плечами,
впалой грудью и длинными руками. Его
тонкие пальцы прикасались ко всему
как-то неуверенно, даже боязливо. Длинное
лицо нездорового серого цвета, с
провалившимися щеками и с глубокими
вертикальными морщинами, идущими от
ушей к подбородку, освещалось большими
умными глазами неопределенного цвета
выражение их было печальное и слегка
насмешливое. Нижняя челюсть слегка
выдавалась вперед и делала улыбку
презрительной.
Вечером гости уехали, а Куприн,
отправляясь спать, взял с собой книжку
с рассказами Грина.
…Утром, за завтраком, он много
говорил о них и признался, что они
произвели на него сильное впечатление,
главным образом, своей внутренней
заряженностью и вызовом… Я запомнил
это выражение
«вызов»…
Между прочим, Александр Иванович
сказал:
Грин хитер и себе на уме. Он
уводит нас в какие-то несуществующие
страны и знакомит с людьми неизвестной
национальности, но все это шито белыми
нитками. Маскарад придуман для того,
чтобы свободнее разговаривать!..
|