И.А.Панаиоти            
Феодосия                 
ФЛММГ
                 

Александр Грин в живописи
(из фондовой коллекции ФЛММГ)
Изменить размер букв текста      
& & &      
Виктор Кашин. «Александр Грин» (1995 год)
   Портрет искусство действенное, в нем утверждается определенное представление о человеке. И действительно, начиная с романтизма, портрет в России является не только звеном в фамильной галерее и знаком памяти о близком человеке, но превращается в искусство активное, выражающее общечеловеческие идеалы. Такое понимание задач портретной живописи характерно для нашей традиции портретного искусства вплоть до сегодняшнего дня. В нашем музее собрана богатая коллекция произведений искусства, что доказывают неисчерпаемость гриновской темы, огромный творческий потенциал, который таят в себе его книги.

Проза Александра Грина очень живописна, и каждое слово несет огромную смысловую нагрузку. Его произведения можно перечитывать множество раз, вновь и вновь открывая его удивительно красивый и почти осязаемый мир. Художники чувствуют это особенно сильно, а желание прочитать и осмыслить по-своему одного из самых загадочных и спорных писателей XX века заставляет их обращаться к образу самого неромантичного из всех «романтиков». Поэтому особенно интересно было заново просмотреть фондовую коллекцию музея, и понять, как изображают наши современники Александра Грина.

Проблематика и форма портрета постоянно меняется. В Гриновской портретной галерее мы часто видим окружающую среду, в портрет активно вводятся элементы пейзажа, бытовой обстановки. Так на полотне Петра Саушкина «Грин в Севастополе», мы видим не только молодого Александра Гриневского, на втором плане работы слева группа революционных матросов, военный корабль и символ Севастополя «Памятник затопленным кораблям», решенный в революционно-красной цветовой гамме. Справа луна освещает холодную синеву городского пейзажа, но в эту ночную гавань уже входит парусник, и даже в лунном свете мы видим, что на его мачтах алые паруса. Так художник показывает зрителю свою версию рождения главного гриновского образа. Сам же писатель впоследствии так пишет о своём отношении к революционному прошлому:

«Политической пенсии не хочу. Всю свою зрелую жизнь я был писателем, об этом только мыслил, этим только и жил. Им и буду до конца. От политики же я раз и навсегда ушел в молодости и питаться за счет того, что мне стало чужим и ненужным, никогда не буду. В молодости отдавал себя политике, но и вырос за этот счет. Следовательно, мы − квиты с нею. И вопрос кончен»1

Севастопольцы по праву считают свой город гриновским. Может быть, поэтому давнюю любовь к писателю выражает в своей живописи Владимир Адеев: «Мне хочется помочь воображению читателя построить чудесный и неповторимый мир Грина. Я вижу Гринландию и хочу, чтобы её видели другие…»2 На его полотнах живет своей жизнью страна цветущих лучей − настоящая Гринландия, написанная с любовью и доброй улыбкой. В его портрете Александра Грина, мы видим писателя не в привычном строгом костюме, а в свободной одежде охотника, через плечо перекинут лук, он закуривает трубку, придерживая локтем стрелы. Рядом с ним лодка, в которой лежит алый кисет. Конечно, не случайно именно этот цвет выбрал художник: простая бытовая вещь вызывает у зрителя совершенно определенные ассоциации. Второй план работы − это узнаваемый солнечный севастопольский пейзаж, где гуляет свежий морской бриз и лодки, как осенние листья кружат по заливу. Эта работа созвучна гриновскому описанию Лисса: « Город дряхлых лодочников и солнечных отсветов», город-порт, берега которого омывают воды лазурного гриновского моря.

Зиновий Филиппов. «Александр Грин»

Часто в живописных полотнах писатель становится полноправным участником своих произведений наряду со своими героями, как, например, в работах Виктора Прокофьева. Его работы являются настоящими шедеврами в собрании нашего музея. Художник очень тонко показывает зрителю, что Грин является не только автором, но, прежде всего активным участником описываемых им событий в той или иной мере. Это прямое подтверждение слов Александра Степановича: «Меня влекло к редким, исключительным положениям. Я не стеснялся поворачивать материал его острым или тайным углом. Всё невозможное тревожило моё воображение»3

Полна внутреннего огня, экспрессии пластического и цветового решения, сдержанной страсти работа Прокофьева по мотивам гриновской новеллы «Фанданго». Рассказ «Фанданго» написан был в Феодосии, когда в счастливую южную жизнь писателя вдруг ворвались воспоминания из замерзшего Петрограда 1920 года: «Зимой, когда от холода тускнеет лицо и, засунув руки в рукава, дико бегает по комнате человек, взглядывая на холодную печь, − хорошо думать о лете, потому, что летом тепло»4 Очень точно в рассказе описан был Грином Дом искусств, где он жил тогда, а главное, передана атмосфера того времени. На фоне голодного и холодного Петрограда возникает почти булгаковская фантасмагория: под мелодию испанского танца фанданго входят в повествование яркие образы, несущие в себе ощущение праздника и торжества жизни. Но в центре полотна сам Грин, он держит в руках что-то драгоценное, светящееся, как маленькое солнце. Мы не видим что это, но этот свет среди мрака кажется настоящим спасением.

Иная мягкая интонация в лирическом полотне «Алые паруса», в пластике рук, в почти пастельной цветовой гамме работы, даже движение передается не экспрессивными мазками, а плавными переходами от одного цвета к другому. Одухотворенность, внутренняя значительность, выражены в спокойной летящей пластике фигур, линиях головы, плеч. А сам писатель изображен среди группы людей внизу полотна, он как бы отпускает своих героев в большой мир, понимая, что эти вечные образы стали частью вселенной.

В его триптихе «Золотая цепь» совершенно другое настроение. Здесь мы остро чувствуем напряжение, и мы не видим золотой цепи, но отсвет золота как бы притягивает к себе всех героев работы. И только одухотворенное лицо поднимается над этим золотым притяжением. В работе нет определенности образов, она заставляет всматриваться в каждое лицо, каждую фигуру, и только напряженная работа ума даст возможность зрителю разобраться в сюжетных линиях и увидеть, что через центр полотна проходит незримая ось добра и зла, и как легко переступить её как, в одну, так и в другую сторону. В работе нет прямого изображения Грина, это воспоминания уже зрелого писателя о своей юности, с мудрой улыбкой взирающего на эти далёкие годы, но юный Санди Пруэль, вовлеченный в цепь удивительных приключений − это тот же шестнадцатилетний мечтатель Саша Гриневский.

Большое количество работ было сделано в 70-80-е годы XX века, когда творчество Александра Грина заблистало как бриллиант, ограненный любовью огромного количества его поклонников во всем Советском Союзе. Ощущение глотка свободы после времени запретов вызвало творческий всплеск. Эта любовь сметала все чиновничьи преграды и запреты с их вечной боязнью: как бы чего не вышло. Художники стали писать Грина и его героев, так как с именем и творчеством писателя на волне романтики рождалось новое поколение, объединившее и «физиков» и «лириков». Празднование столетия Александра Грина возбудило новую волну интереса к его миру, и появились оригинальные работы живописцев этого нового поколения. Часто приходя к Грину, чтобы отдать дань моде, люди открывали в его творчестве подлинную глубину и истинную красоту настоящего, созвучного со струнами их души, сохраняя трепетное отношение к писателю всю свою жизнь. Многие из них сейчас зрелые художники, пишущие самые разные сюжеты, но юношеская любовь к Грину осталась в сокровенном уголке их сердец. Гриновскими художниками для нас навсегда были и остаются Виктор Прокофьев и Людмила Тиможаева из Москвы, Павел Тараненко из Киева, Зиновий Филиппов и Владимир Адеев из Севастополя, Рудольф Яхнин из Ленинграда и многие другие.

В нашем музее нет роскошных парадных портретов Александра Грина, но в каждой картине мы видим проникновенный образ человека удивительно яркого таланта, осветившего жизнь множества людей светом своей души, и щедро дарившего его людям.

Зиновий Филиппов. «А.Грин» (1983 год)

Трогательно, с большой достоверностью севастопольский художник Зиновий Филиппов изобразил сцены быта солнечного приморского города, мы видим на его работах жителей Гринландии. Художник пользуется тональной живописью, в которой внимательный взгляд открывает изящную градацию полутонов, цветовых нюансов. Выбор тональности часто идет от самого образа модели, как, например, в работе «А.Грин», написанной с нежным чувством в спокойной гамме с темным цветовым акцентом на лице и фигуре, контрастирующим со светлым решением фона. И как меняется цветовая палитра, весь живописно-эмоциональный фон картины этого же автора, когда художник хочет передать возвышенность образа или романтический пафос! На другом портрете работы Филиппова, небо становится ярким, почти космическим: в ярких сполохах, похожих на протуберанцы, и даже сидящий, Грин полон движения, оно ощущается во всём: в наклоне головы, в распрямившемся на ветру шарфе и даже в том, что костюм писателя строгого черного цвета соединился с синими морскими волнами. У его ног необычные цветы, напоминающие маленькие парусники.

Лаконично, в выбеленной цветовой гамме, используя в живописи четкие графические приемы, изображает Александра Грина художник из Петербурга Владлен Гаврильчик. На его работе мы видим ассиметричное лицо с резкими линиями морщин, но, чем больше вглядываешься в работу, тем более явственно видишь удивительную теплоту внешне жестко решенного образа, и вспоминается описание Грина Ниной Николаевной: «Все лицо изборождено крупными и мелкими морщинами. Но, всмотревшись в это лицо, не хотелось отрываться: находились в нем новые и новые черты, привлекавшие вниманье и раздумье. Иногда казалось, что за этими чертами плещется пламя….. Глаза его имели чистое, серьезное и твердое выражение, а когда задумывался, становились как мягко-коричневый бархат, как дорога в глубь существа, и никогда ничего хитрого или двусмысленного во взгляде».5. Четкая граница моря и неба, и совершенно по-детски неожиданно через всё полотно проходит радуга. Она ореолом окружает Грина, в правом уголке под ней мы видим маленький кораблик с алым парусом.

У Виктора Клеруа портрет Грина написан в традиционной манере, но немного удивленное выражение глаз делает его особенно трогательным: «Глаза темно карие, очень хорошие по цвету и выражению, иногда совсем бархатные, средней величины, чуть-чуть приподняты у висков»6. Море на втором плане и чайка вечная спутница моряка, сближает писателя с его вечной темой − темой морской романтики.

Глубокая правдивость, конкретность и искренность образов Рудольфа Яхнина на «Портрете Александра Грина» делают природу не простым фоном, но раскрывают её как чудесный гармоничный мир, дарящий человеку душевное равновесие и радость. Портрет удачный по психологической характеристике. Совершенно иной Грин в работе феодосийца Сергея Матюшкина: зрелый мастер смотрит с печалью на зрителя. Здесь ярко проявляется философия дуализма мира в концепции построения пространства картины: портрет двойной, мягкие оттенки коричневого в одежде писателя на фоне контрастных черного и белого.

Одним из последних поступлений в фондовую коллекцию музея является портрет А.Грина, написанный Сергеем Игнатьевым. Писатель предстает перед нами таким, как описывала его Нина Николаевна Грин: «…похожим на католического патера: длинный, худой, в узком черном, с поднятым воротником пальто…»7. Временные рамки определены вторым планом: автомобиль начала XX века, брусчатая улочка с невысокими домами. Но композиция работы построена таким образом, чтобы зритель ощутил контраст статичности фигуры и скрытое движение уходящей вверх дороги.

Так сложилось, что образы гриновских произведений пробуждают творческое начало в совершенно разных людях, не только профессиональных художниках, но и людях иных профессий. Поэтому в собрании музея есть работы самодеятельных художников, и порой их непосредственность, яркое восприятие жизни, искренне восхищение гриновским миром делает их не менее ценными для музея, чем работы признанных мастеров.

Пополнение живописной части коллекции музея является постоянной заботой научных сотрудников, в фондах музея довольно широко представлены полотна современных художников не только Феодосии, но Украины и России. В музее значительная коллекция графических работ и произведений декоративно-прикладного искусства, но это тема для другого исследования. Сейчас формирование коллекции происходит в основном, благодаря активной выставочной деятельности музея. Мы надеемся, что творчество писателя по-прежнему будет источником вдохновения для живописцев, и их новые работы будут представлены на суд зрителей.

В последнем завершенном романе Александра Грина «Дорога никуда» есть такие слова: « Каждый день полон случайностей. Они не изменяют основного течения нашей жизни, но стоит произойти такой случайности, которая трогает человека, − будь то инстинкт или сознательное начало, − как начинают происходить важные изменения жизни или остается глубокий след, который непременно даст о себе знать впоследствии».8

Так, порой случайное знакомство с книгами писателя меняет жизнь человека, пробуждая не только ощущение неповторимости каждого мгновенья бытия, но и желания самому взять в руку кисть и показать удивительную красоту мира.


1. Грин Н.Н.Воспоминания об Александре Грине: Машинопись с.118 −фонды ФЛММ А.С.Грина КП3551/Д1346

2. «Портреты Александра Грина» Каталог выставки. ФЛММГ. Симферополь, Облполиграфиздат, 1990

3. Цит. по кн.: Ковский в. Е. Романтический мир Александра Грина. − М.Наука, 1969, с.118

4. Грин А.С. Собр.Соч.: в 6-ти тт. − М.: Правда, 1980г. т.5, с.192

5. Грин Н.Н.Воспоминания об Александре Грине - Феодосия; М.: Издат. дом Коктебель, 2005. −с. 1

6. − с.201

7. Н.Н.Грин Воспоминания об Александре Грине. − с.1

8. Грин А.С.Собр. соч.:В 6−ти. тт. − М.: Правда, 1980,т.6,с.95

 вернуться наверх страницы